Вы спрашиваете: шаровый кран или задвижка?
В нашей стране одним из самых распространенных типов трубопроводной арматуры являются задвижки. Если рассматривать трубопроводы транспортного либо технологического назначения с диаметром от 15 до 2000 мм,то почти на всех используются чугунные и стальные задвижки. На эксплуатационных сетях жилищных и коммунальных хозяйств, газопроводах, водоснабжении, транспортировке нефти и многих других.
Все началось в Германии, когда выдали патентное свидетельство на задвижку клинового типа. А Джозеф Хопкинсон запатентовал параллельную задвижку, принцип работы которой заключался в давлении среды на диск. С тех пор конструкция задвижки сохранилась практически без изменений.
Относительно недавно появились краны с шаровыми пробками. Впервые их использовали во время Второй мировой войны в системах топливного контроля самолетов. После войны конструкцию шаровых кранов значительно улучшили, и новый вид трубопроводной арматуры нашел широкое применение практически на каждом производстве.
Специалисты отмечают тенденцию к отказу от традиционных клиновых задвижекв пользу шаровых кранов. Такая ситуация сложилась из-за ограниченности конструкции задвижки, которая значительно ухудшает эксплуатационные условия:
Постоянно, практически каждый год, требуется ревизия с целью чистки уплотнительных дисков и набивки сальников;
- При возникновении аварийной ситуации на проводе возникают определенные сложности с экстренным перекрытием;
- Плохая герметичность на всех уровнях: на внутреннем – по перекрытию, и на внешнем – по корпусу и крышки;
- Короткий срок работы без аварий;
- Чрезмерно большие габариты и вес задвижки;
- Одна из основных причин поломки – поломка болтов или падение щечек.
Зачастую, исходя из низкой цены на единицу изделия, выбор делается в пользу задвижки, изготовленной из чугуна. Но почему-то забывается, что чугунная трубопроводная арматура накладывает серьезные ограничения на эксплуатационные условия:
Горючий газ и мазут должны перегоняться по газопроводу с Ду = 50 мм и более;
На трубопроводах, предназначенных для транспортировки воды и пара с Ду=50 мм и более, и температурой рабочей среды более 120°C;
На трубах любого диаметра и с температурой среды более 120°C при условии, что запорная арматура имеет привода электромеханического действия;
От атмосферных деаэраторов на всасывающих трубопроводах перед питательными насосами;
Еще одно важное ограничение: арматура, произведенная из чугуна марки СЧ18 и выше, не может использоваться на трубах с давлением рабочей среды выше 0,6 МПа. Кроме того существуют определенные ограничения на работу запорной арматуры по температуре окружающей среды:
Арматура, изготовленная из серого чугуна маркиСЧ18 должна использоваться при температуре не ниже -15°C;
Из ковкого чугуна марки КЧ30 – температура окружающего воздуха должна быть не ниже -30°C;
Арматура марки СЧ18 из высокопрочного чугуна –не ниже -30°C.
Но есть критерии, которые полностью исключают возможность использования арматуры их серого или ковкого чугуна, вне зависимости от окружающей среды, рабочего давления и температуры:
Запрещена на газопроводах, испытывающих вибрации;
На газопроводах, эксплуатирующихся в сложных погодных условиях с резкими скачками температуры;
На газопроводах, которые работают на растяжение;
Если существует возможность резкого охлаждения арматуры в результате дроссельного эффекта. Нельзя использовать арматуру, если во время дроссельного эффекта ее температура опускается для ковкого – ниже -30°C, для серого чугуна –ниже -10°C.Этот эффект возникает при проходе значительных объемов газа через узкие местагазопровода с последующим понижением рабочего давления.